В Москве показали тренды современной анимации: космос, пуповина и секс

0 235

В московском Доме кино прошла церемония закрытия XXVI Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК». Его программа позволила выявить главные тренды современной анимации. В топе этого года – мультфильмы про космос, торжество пуповины и грудное молоко, а также супружеские отношения во всем своем разнообразии.

Кадр из мультфильма «Последний день осени» Маржолен Перретен (Швейцария)

Традиционно фестиваль проходил на теплоходе. Его маршрут пролегал между Питером и Москвой с заходом в Кижи, Петрозаводск и небольшие городки на берегах рек.

В первый же день был показан один из самых ожидаемых фильмов-участников – «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита (специальный приз жюри «за режиссуру нарратива»). К слову, предыдущая работа режиссера «Мы не можем жить без космоса» номинировалась на «Оскар» в 2016 году. Новая часть космической дилогии метафорично рассказывает о безграничной материнской любви, способной в неистовом порыве исковеркать детскую мечту и призвание. У героини рождается ребенок в скафандре. Мама старается уберечь сына от «космического притяжения». Каждый кадр, каждая сцена фильма точно, почти математически выстроены: ничего лишнего, без слов, все детали говорящие. «Очень важно, что человек, имеющий дело с гигантским пространством, космосом, может загребать траву голыми ступнями на земле и чувствовать ее. Это невероятно» — одобрительно комментировал Юрий Норштейн фильм Бронзита.

В Москве показали тренды современной анимации: космос, пуповина и секс

— Даже странно, что своим олд-скульным нарративом еще можно кого-то удивить, — признался днем позже Константин Бронзит со сцены. – У меня есть предложение: давайте этим фильмом закроем тему космоса.

Однако тема космоса манит многих. Например, группа юных французов сняла драму «Без гравитации» — о космонавте, стремящемся к звездам, но вместо этого вынужденного работать раздатчиком попкорна в кинотеатре. А в американо-китайском фильме «Последний человек на земле сидел один в комнате» главный герой хладнокровно изучает книгу рецептов – как вкусно приготовить инопланетянина, и даже забрасывает одного раскрошенного пришельца в кастрюльку с кипятком. Так что то ли еще будет…

Немного о пуповинах в анимации. На фестивале эта физиологическая деталь оказалась если не самой частотной, то наиболее заметной метафорой – символ связи матери и ребенка. Этот намек проскальзывает и в фильме Бронзита, где абстрактной пуповиной становится то шланг от скафандра, то красный шарф, связанный заботливой мамой. Японка Кадзуки Юхара экспериментировала с VR-анимацией в своей 13-минутной дипломной работе «Аборту», пробуя погрузить зрителя в материнскую утробу и показать многовековую связь человечества через пуповину. А в украинском фильме Александра Бубнова, который так и называется — «Пуповина», мать оберегает маленького сына от опасностей, ведя его по жизни словно на поводке. Но сын растет, и его неразрывная связь с матерью становится все обременительнее. Получив диплом «за дизайн и анимацию», режиссер поблагодарил членов жюри за то, что «из всех пуповин фестиваля выбрали его».

Российский член жюри, режиссер Светлана Андрианова, в оценке конкурсной программы посетовала, что, в отличие от западных, нашим фильмам зачастую не хватает свободы и раскрепощенности. Словно услышав ее слова, организаторы пригласили на палубу специалиста: поздним-поздним вечером на корабле прошла лекция известного питерского сексолога, вызвав неподдельный интерес аниматоров. Для затравки публике показали несколько «тематических» мультфильмов. В «Большом мальчике» чудаковатая бабушка подарила внуку лет двенадцати куклу. Гендерно неподходящий подарок подростку неожиданно понравился: ведь ночью кукла ожила, превратившись в сексуальную девицу. Но на утро бабушка, опомнившись, поменяла внуку куклу на игрушечный электрический поезд – «это гораздо лучше». Упс… Аниматоры забросали сексолога вопросами – о причине ханжества государства, контролирующего пристойность кино; о возрасте, в котором приемлемо говорить с детьми о чувствах через мультфильмы; об истоках аутоэротизма, девиации и 54 разновидностях пола у людей.

Какие изменения ждут российскую анимацию после лекции, сказать сложно, но первые подвижки стали заметны сразу. На традиционном кроковском карнавале главный приз взяла группа студентов ВГИКа во главе с парнем в откровенном костюме аборигена, изящно и азартно прогарцевавшим вокруг импровизированного космического корабля из выгнутых студенческих тел. «Вот бы они так же круто кино снимали!» — мечтательно прозвучала реплика из зала.

В Москве показали тренды современной анимации: космос, пуповина и секс

Изящно закольцевал тему секса в анимации последний фильм конкурсной программы режиссера Чинтис Лундгрен — «Тоомас в долине диких волков» (Эстония, Хорватия, Франция), получивший «Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» — «За высший пилотаж». Это абсолютно отвязная, с пограничным юмором история молодого волка Тоомаса, чинного отца семейства, прошедшего через харрасмент начальницы и потерявшего работу. Решится ли статный и мускулистый инженер стать жиголо ради достатка своей семьи? Тем временем беременная жена Тоомаса открывает для себя мир феминисток, мужчин-рабов и учится владеть плеткой.

Приз зрительских симпатий в этом году ушел Юлии Войтовой и ее фильму «Ныряльщица». Выпускница французской школы «Падриер» расчувствовала профессиональную публику этюдом об измученной пловчихе, сотворенной вручную из мятой бумаги и подкрашенной масляной пастелью.

— Учеба в школе была интенсивная, и в какой-то момент я поняла, что очень устала, — рассказывает режиссер. — И персонаж стал моим альтер-эго. Этот метафоричный образ прыгуньи в воду мне очень нравился. Она все время прыгает — так же, как я постоянно работала. Когда уставшей помятой пловчихе понадобилась помощь, появился огромный массажист. У меня на самом деле был такой массажист – очень крупный мужчина.

Лучшим детским мультфильмом жюри назвало «Бамбышку» Эмили Пижар (Франция, Бельгия). В кадре — словно наивный карандашный рисунок ребенка, но историю можно назвать детской весьма условно. После операции по стерилизации молодая кошка начала стремительно набирать вес. Испытав все способы борьбы с лишним весом – от тренажерного зала до бандажирования желудка – Бамбышка решила принять свое тело таким, какое оно есть. «Может быть, я и толстая кошка, но какая счастливая!» — произносит умудренная опытом Бамбышка в финале.

Среди других отмеченных жюри фильмов – «Люби меня, бойся меня» Вероники Соломон (Германия) – с невероятно пластичными персонажами, меняющими представление зрителя о возможностях пластилиновой техники. В работе режиссеру помогали два хореографа, которых она снимала на камеру.

В Москве показали тренды современной анимации: космос, пуповина и секс

В категории дипломных работ лучшим фильмом признана «Нидергания» Капюсин Мюллер (Бельгия). Это честный и чувственный рассказ девушки-француженки, приехавшей в страну со странным названием. Режиссер говорит, что ей хотелось показать, как чувствует себя приезжий человек на новом месте, и эта история основана целиком на ее личном опыте, когда ей довелось провести три университетских года в Бельгии и Венгрии.

Лучший фильм среди первых профессиональных – швейцарские «Детки» Михаэля Фрая, исследовавшего психологию толпы и место каждого в ней. Лучший среди фильмов длиной до 5 минут – «Голос за кадром» режиссерского трио из Брюсселя. Их герой – Бобби, которому мешает назойливый голос в его голове. Среди фильмов категории 5-10 минут призом отмечена милая история «Последний день осени» Маржолен Перретен (Швейцария) о велосипедной гонке, которую устроили лесные зверюшки. Лучший фильм в группе 10-50 минут – «Пойду за сигаретами» Османа Серфона (Франция), несколько психоделическая картина о подростковых комплексах и прочих проблемах.

В Москве показали тренды современной анимации: космос, пуповина и секс

И, наконец, абсолютно заслуженный Гран-при «КРОКа» — кукольный пластилиновый фильм «Незабываемое» Брюно Колле (Франция). Щемящий и трогательный, он показывает болезненное угасание пожилого художника Луиса: его память отказывает ему, знакомые образы людей и предметов вокруг рассыпаются, и даже любимая жена Мишель постепенно растворяется в пространстве. Лишь частички ее очертаний и голос едва ощущаются в пустой комнате, наполненной портретами времен молодости художника.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.