Московские выставочные залы превратятся в музей

0 379

Объединение «Выставочные залы Москвы», куда входят 19 городских галерей, поменяет статус — на музейный. Это повышение в ранге даст, во-первых, возможность собирать свою коллекцию современного искусства, которая попадет потом в Музейный фонд РФ, а во-вторых, дополнительное финансирование, положенное на содержание каждого фондового предмета. «МК» первым узнал приятную для арт-сообщества новость и отправился в одну из галерей, благодаря которой происходит реформа.

фото: Мария Москвичева

Рабочие очищают стену от штукатурки и искусства

— Есть все основания и предпосылки, чтобы быть преобразованными в музейно-выставочное объединение, — рассказывает «МК» директор объединения «Выставочные залы Москвы» Марина Бушуева. — Думаю, процедура будет запущена к Новому году. Это произойдет после регистрации коллекции «Галереи А3» в каталоге Музейного фонда РФ. Уже зарегистрировано 25 предметов. Экспертная фондовая закупочная комиссия (ЭФЗК) продолжает рассматривать работы из собрания, которые уже стоят у нас на балансе. Музейный статус сделает организацию более серьезным ресурсом.

По словам Марины Бушуевой, коллекция «Галереи А3», куда входит более 500 предметов, стала «мощным поводом, который позволил изменить вектор объединения». То есть музеефикация собрания привела к реформе всей структуры — редкий случай. В будущем выставочные залы смогут собрать работы художников и лучшее передавать в Музейный фонд РФ. Есть у организации и место для коллекции — галерея «На Каширке», где, как заверила нас Марина Сергеевна, хранилище находится в отдельно стоящем здании, оборудовано на уровне и имеет круглосуточную охрану.

Московские выставочные залы превратятся в музей

Мы отправились туда, откуда пришла идея реформы. Легендарная арт-площадка на Арбате — ныне выставочный зал «Галерея А3» — открылась в 1986 году. На заре перестройки она стала плацдармом для выставок неофициального искусства, среди участников которых были такие ныне признанные мастера, как Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Владимир Вейсберг и др. Здесь проходила знаковая выставка «Группы 13» — арт-объединения 1920–1950-х, создавшего свой особый стиль (Удальцова, Древин, Маврина, Бурлюк и др.). За 33 года своего существования галерея собрала приличную коллекцию, где можно найти работы Андрея Гросицкого, Николая Касаткина, Владимира Башлыкова, Евгения Вахтангова… Речь не о знаменитом режиссере, а о его внуке, известном художнике, который незадолго до смерти так охарактеризовал «Галерею А3»: «Это такая же достопримечательность, как Театр Вахтангова, которая никогда не скатывалась ни к бескрылому реализму, ни к новейшему актуализму…» Теперь собрание галереи станет частью музейного фонда. Тем временем сам выставочный зал закрылся… на ремонт.

Открытие обновленного и расширенного арт-пространства намечено на май. Последним громким проектом стала акция «Галерея А3/33». Несколько десятков художников создали 33 картины прямо на стенах галереи, чтобы через пару недель их разнесли в пух и прах. Не осталось ни одного незанятого место, и удивительным образом картины разных стилей и содержания слились в единую тотальную инсталляцию, предназначенную для разрушения. В этом есть особый пафос, задающий диспут о вечности/невечности искусства, взаимодействии разных художников, роли пространства и ситуации в создании произведения. Рабочие явно прониклись идеями художников и с каким-то особым трепетом орудовали инструментами. Особенно — у портрета Мика Джагера, написанного Татьяной Стрельбицкой, в память о моменте, когда известный музыкант пришел сюда вместо Третьяковки или Пушкинского.

Московские выставочные залы превратятся в музей

Корр. «МК» тоже взялся за топор и испытал все эмоции в процессе уничтожения картины художника-математика Александра Панкина: дело это нелегкое, требующее физической силы и навыка. А главное — чувствуешь, что не просто штукатурку отбиваешь, а вершишь историю, по крайне мере, одной картины. На данный момент большая часть штукатурки снята, старый пол убран, а подвал, где некогда хранилась коллекция, полностью очищен от наслоений. В процессе работ открылась не только кирпичная кладка 1900 года, которую не будут больше скрывать (только покрасят в белый), но и тайная шахта. Ее секреты еще предстоит разгадать в процессе ремонтных работ, и, возможно, она станет еще одной легендой дома.

Московские выставочные залы превратятся в музей

Что ж, грядет Новый год и новый рубеж в истории «Галереи А3» и всех остальных выставочных залов, разбросанных по городу. Как новый вектор восприняли сами художники?

— Когда в 2013 году выставочные залы объединились в одну организацию и привлекли к созданию проектов уважаемых кураторов, это сделало их более привлекательными для художников, — считает художник Марина Звягинцева. — Но все равно они остались не слишком привлекательными в сравнении с музейными пространствами. Сейчас количество площадок для выставок сокращается, художники ищут новые пространства и новый статус выставочных залов, очевидно, это сделает их более привлекательным местом для известных авторов.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.